Итальянская готика – искусство прошлого и ценность настоящего

В европейской художественной культуре тринадцатого-четырнадцатого столетий особое место принадлежит Италии. В этой стране уже в конце тринадцатого века в результате ослабления феодальных сил и достаточно раннего расцвета жизни в городах были созданы особые условия для формирования проторенессансной культуры, ставшей основой для развития собственно Ренессанса. Историкам искусства удалось выяснить, что на территории Италии в достаточно раннем периоде начали осуществляться архитектурные решения, не зависевшие от процессов, развивавшихся во Франции. В особенности это наблюдалось в новой концепции использования пространства, характерной для античных времен.

Кроме того, итальянские мастера создали уникальные и самобытные культурные ценности, опираясь на североевропейские модели, а также делая акцент на итальянском наследии. Одними из первых моделей для них стали солидные и массивные доминиканские и францисканские церкви, коренным образом отличавшиеся от легкой французской готики. Эти церкви обладали утонченным видом за счет ясно и отчетливо прорисованной структуры и качественно сбалансированных пропорций.

В Италии распространение получили лишь некоторые готические элементы, в числе которых витражные «розы» и стрельчатые арки. При этом основа многих строений в большей степени оставалась романской. В архитектуре использовалась гладкая плоскость стен, часто инкрустированная мрамором, придававшим фасадам особой нарядности, а также часто появлялись приземистые храмы. Хотя итальянские мастера заимствовали некоторые элементы, характерные для готической эпохи, они по-прежнему оставались чужды ее системе. Итальянских зодчих больше увлекала размеренность, а не вертикаль, даже если они занимались возведением зданий со стрельчатыми арками, остроконечными башнями и оконными переплетами.

Одной из уникальнейших культурных ценностей Италии этого периода считается Палаццо Дожей, расположенный в Венеции. Основная часть его строительства была выполнена в период с 1309 по 1424 год. От первоначальной конструкции, возведенной еще до начала 1000 года практически ничего не осталось, так как античное здание было разрушено пожаром. Главный замысел при возведении этого гигантского дворцового комплекса состоял в том, чтобы его грандиозностью поразить послов из других стран. Именно поэтому внутренние помещения были столь богато украшены – над ними работали лучшие художники своего времени.

Восхитительным примером поздней готики в Италии считается невероятно крупный по своим размерам Миланский собор, способный вместить свыше сорока тысяч человек. Эта культурная и историческая ценность страны является самым большим готическим храмом в Европе, а также наиболее значительным памятником этого времени в Италии.

Есть что сказать? Тогда напишите комментарий!