Янв 22, 2013 - Новое время

Культурные ценности эпохи барокко

В европейской культуре в конце шестнадцатого столетия начал развиваться новый стиль под названием барокко, охвативший практически все виды творчества. Данный стиль наиболее монументально проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. Прежде всего, в эту эпоху были созданы уникальные культурные ценности в виде памятников церковного характера. Они были призваны прославлять могущество светской аристократии и церкви, поэтому всегда тяготели к особой пышности и торжественности.

В период с конца шестнадцатого до середины восемнадцатого столетия наблюдался расцвет архитектуры, выражавшийся в создании великолепных дворцово-парковых комплексов и городских ансамблей. Культура барокко стремилась к синтезу искусств, объединению в единый ансамбль скульптуры, архитектуры, декоративного искусства и живописи. Городские улицы, площади, парки и усадьбы стали рассматриваться как художественно целое, развивавшееся в пространстве.

На самом деле уникальными культурными ценностями становились в эту эпоху дворцовые и церковные строения, отличавшиеся причудливой пластикой, украшавшей фасады, сложными линиями и криволинейными планами, живописностью и динамичностью. В парадных интерьерах зданий появлялись удивительные декоративные элементы в виде лепнины, многоцветной скульптуры, сложных резных декораций, росписи и зеркал, зрительно расширявших пространство. Художники эпохи писали живописные произведения, создававшие иллюзию пышных садов.

Мастера барокко использовали большое количество элементов и эффектов, придавали своим творениям динамики, грандиозности, патетической приподнятости и пышности. Культурные ценности этого времени уникальным образом совмещали в себе реальное и иллюзорное, сильные контрасты масштабов, фактур и материалов. Они раскрывали перед зрителем сущность жизни, постоянно находившейся в движении и противостоянии с изменчивыми силами природы.

Чаще всего сторонники идей барокко создавали необычные контрасты небесного и земного, реального и сфантазированного, телесного и духовного, народного и изысканного аристократического. Именно эти противопоставления использовались для создания бурной динамики, иллюзорности и захватывающих страстей. В некоторых случаях в культурных ценностях барокко прослеживалась ощутимая иррациональность и мистичность, воздействовавшая на чувства и воображение зрителей. В основном художники изображали в своих произведениях сцены мучений или экстазов.

Неотъемлемой частью культуры барокко являлись скульптуры, украшавшие не только фасады построек, но и внутренние интерьеры. Скульптурные произведения этого времени становились весьма эмоциональными декоративными дополнениями архитектуры. В парках устанавливались скульптуры с античными сюжетами, а на площадях красовались памятники, воздвигнутые в честь правителей.

Изобразительное искусство барокко было наполнено драматическим конфликтом, носившим мифологический, религиозный или мифологический характер. Главной ценностью эпохи был человек, представлявшийся мастерами как многоплановая личность с таинственным внутренним миром. Во всех сферах искусства барокко создавались оригинальные произведения, полностью следовавшие новым веяниям эпохи.

Есть что сказать? Тогда напишите комментарий!