Романская эпоха и ее культурные ценности

Романский стиль – это термин, применяемый к культурным ценностям, созданным в одиннадцатом-двенадцатом веке. Этот период являлся отображением важного этапа в истории Средневековья. Сам термин считается лишь условным, так как появился он в начале девятнадцатого века. До этого культура и искусство Центральной и Западной средневековой Европы обозначалась термином «готика».

Самые важные культурные ценности романской эпохи – это памятники архитектуры, созданные в это время. Здания, выполненные в романском стиле, были весьма разнообразными. Они отличались по декору, типу и особенностям конструкции. Городская архитектура, в отличие от монастырской, не получила столь широкого развитием. Как правило, главными заказчиками на возведение романских зданий были монастырские ордена, а строителями были простые монахи.

В романскую эпоху храмы были самой важной ценностью, поэтому их украшению уделялось особое внимание. Вместе с архитектурой активно развивалась и монументальная живопись. Волна возрождения наблюдалась и в монументальной скульптуре, несколько веков находившейся в забвении. Практически все виды культурных ценностей в романскую эпоху подчинялись религиозному мировоззрению.

Особенно влияние церкви ощущалось в изобразительном искусстве. Оно стало носить условный символический характер. Человек очень часто изображался с нарушенными пропорциями, складки одежды трактовались художниками произвольно и не зависели от реальной пластики тела. Но все же в скульптуре и живописи наряду с откровенно плоскостным восприятием фигур широко распространенными были изображения, в которых мастера передавали объемность и материальную весомость тела изображаемого человека. Правда, чаще всего такие культурные ценности эпохи имели условный схематичный характер. Жесты человека нередко изображались утрированно.

Для фигур типично романской композиции создавались окружения, лишенные какой-либо глубины. Между ними не существовало расстояния. В изобразительном искусстве заметным было использование разномасштабных образов. Их размеры зависели от иерархической значимости изображаемой персоны. К примеру, образ Христа располагался намного выше, нежели фигуры апостолов или ангелов. Это явление в искусстве романского стиля еще раз доказывало существование огромного влияния церкви на культурную жизнь народа.

Романское искусство нередко отличалось грубой, острой выразительностью. В рамках существовавшей средневековой условности всех видов искусства, совершенно неожиданно могли появляться верно схваченные детали, такие как характерные типы выражения лица, своеобразные повороты головы, и некоторые бытовые мотивы. Но все же отход искусства от церковной тематики был недопустим. Еще долгое время все европейские мастера работали в угоду христианству.

Есть что сказать? Тогда напишите комментарий!