Готический стиль в средневековой культуре и искусстве

Во второй половине двенадцатого века на территории Западной Европы начала появляться архитектура нового, необычного стиля, коренным образом отличавшаяся от романской. Этот стиль, названный готическим, был порожден культурными ценностями развивавшихся городов, и наиболее прочно укоренился в именно в архитектуре.

В это время горожане, выигравшие многолетнюю борьбу с феодалами, стали носителями экономического и социального прогресса. На арену вышло новое бюргерское мировоззрение, в котором человек рассматривался как творец материальных благ и созидатель, а одной из его главных черт являлась гордость за свой город и стремление принести ему славу. Главной культурной ценностью в этот период стал собор, уже практически избавившийся от своих оборонительных функций.

Стилевые изменения в архитектуре были вызваны не только сменой функций зданий, но и существенными успехами в развитии строительных техник, основанных на выверенной конструкции и точном расчете. Готические соборы стали обладать специфическими конструктивными и стилевыми особенностями, главными из которых было утончение колонн, усложнение типов базилики, использование строительных арок, легкость конструкции, большие стрельчатые витражные окна, а также тесная взаимосвязь экстерьера и интерьера.

Готический стиль широко применялся не только в церковной архитектуре, но и в скульптуре. В искусстве готики это направление получило гораздо больше самостоятельности. Мастера намного чаще стали использовать многообразную по форме пластику, а все фигуры на фасаде соборов размещались ними по определенной сюжетно-тематической линии. В одних странах скульптуры располагались в интерьере соборов, а в других – в экстерьере. Готическая скульптура отличалась частым использованием реалистических элементов и портретной индивидуальностью, порой доходившей до передачи основных психологических особенностей изображаемой персоны. Фигуры намного чаще имели правильную анатомию, а лица святых передавали эмоции человека.

Готическая монументальная живопись в основном представлена витражом. Роль витражей, с расширением проемов окон, значительно увеличилась в ущерб росписям. Готические витражи, по сравнению с романскими, обладали более глубоким и конденсированным цветом. Мастера стали использовать широкую цветовую палитру и изменили орнаментальные элементы человеческими фигурами. Наряду с удивительными витражами, готическая эпоха оставила нам восхитительные образцы книжной миниатюры.

Эпоха готики оставила миру непревзойденные культурные ценности, созданные новым типом личности, свято верившей в загробную жизнь и стойко переносившей все превратности судьбы. Но вместе с тем, человеку не были чужды земные радости, он умел творить и ценить красоту. Именно об этом говорят сохранившиеся до нашего времени памятники готической культуры.

Есть что сказать? Тогда напишите комментарий!