Византия – средневековое государство с собственной культурой и искусством

Культура Византии, как и культура остальных средневековых государств, обладала достаточно сложной, но все же единой системой ценностей. Изменения, наблюдавшиеся в одной культурной сфере, незамедлительно сказывались и на другой. Взаимное влияние и тесная связь всех видов византийской культуры были законом ее развития. При этом такие общие явления как зарождение новых тенденций и борьба старого с новым, во всех отраслях культуры протекали по-разному.

В период с десятого по одиннадцатый век в византийским искусстве наблюдалась пышная декоративность. Со временем художники все чаще предпринимали шаги, чтобы освободиться от докучливых, излишних деталей, не раскрывавших основной идеи произведения. В архитектуре и живописи начала господствовать рассудительная строгая симметрия, торжественная и спокойная уравновешенность линий и движений фигур, изображенных на мозаиках и фресках храмов. Изобразительное искусство существовало вне времени и пространства. Столь любимое византийскими мастерами реальное трехмерное пространство, сменилось золотым абстрактным фоном, призванным как бы отгородить от живой деятельности отвлеченное изображение разных явлений.

Фантастические пейзажи и стилизованные архитектурные ассамблеи приобрели более абстрактный характер. Творчество византийских художников стало безликим и сковывалось церковной традицией. Культурные ценности этого периода все чаще стали демонстрировать подчиненность действию канонов.

Грандиозный по размерам храм, как главная ценность народа, постепенно уходил в прошлое. Более распространенными стали небольшие церквушки, предназначавшиеся для одного сельского прихода, городского квартала, замка или монастыря. При этом храмы изменяли свои пропорции и росли в высоту. Устремление в высь придало культовому зодчеству новое эстетическое и эмоциональное наполнение. Если раньше основную роль в нем играло внутреннее пространство, в котором купол символизировал Вселенную, то в одиннадцатом и двенадцатом веке внешний вид храма стал приобретать гораздо большее значение.

Основой общего архитектурного замысла теперь было оформление фасада. Архитектура экстерьера храмов наполнилась цветом и разнообразными декоративными украшениями. Фасады облицовывались разноцветными камнями, чередованием красного кирпича с белым раствором и яркими изразцами с разными узорами. Такие культурные ценности несли в себе красоту, доступную каждому человеку.

Есть что сказать? Тогда напишите комментарий!